Введение

 

В настоящее время происходят фундаментальные изменения в технологиях информационного взаимодействия на различных уровнях управления жизнью общества. Важнейшей проблемой, сопровождающей процесс этих изменений, становятся формы и способы представления информации в различных задачах производственного и социально-экономического характера, обеспечивающие информационную совместимость различных технологических решений, упорядочение и стандартизация информационного наполнения автоматизированных систем.

Проблема стоит очень остро и имеет множество различных аспектов: программно-технических, общеметодологических, философских, социально-экономических и др.

Основной вопрос здесь - как сделать информацию социально-экономического характера, формируемую в различных производственных, управленческих и общественных структурах, согласованной на различных уровнях? При этом необходимо учитывать отличающееся концептуальное построение, различную историю развития средств автоматизации в этих структурах, несовместимость применяемых в них программно-аппаратных и программно-аналитических средств. Поиск оптимальных подходов к решению перечисленных проблем является в настоящее время принципиальной задачей и находится в стадии интенсивного развития.

Существуют различные уровни реализации средств автоматизации информационного взаимодействия объектов социально-экономической системы. В том числе это технологии упорядоченного хранения и быстрого поиска информации, системы электронных коммуникаций между программно-техническими компонентами компьютерных систем, способы наиболее эффективного представления данных потребителям, другие технологии виртуального взаимодействия пользователя с автоматизированной системой. Однако в основе любой такой системы лежит некоторая концепция информационного взаимодействия. Всегда подразумевается или явно формулируется ответ на вопрос - какой информацией и с какой целью обмениваются, что является смысловой основой информационной системы и поддерживающих ее средств автоматизации.

Значительное внимание в работах российских и зарубежных ученых уделяется проблемам внедрения информационных технологий на различных уровнях в различные социально-экономические и производственные структуры.

Эти проблемы имеют общесоциальное и общеэкономическое значение. Так, исследователи [1,2] считают, что переход к информационному обществу связан с повышением роли компьютеров в жизни людей. Внедрение информационных технологий -одно из основных направлений и одна из главных проблем в перспективном развитии всех сторон жизни общества.

В работе [3] исследуется связь между достижениями современного общества и его информационным богатством, пути перехода общества в новое состояние, а также возрастающее значение адекватной информационной составляющей в современном обществе.

Новые, неочевидные свойства информации, которые проявляются в современной меняющейся информационной инфраструктуре и существенно изменяют условия производственной и социально-экономической деятельности в обществе, рассматриваются в работе [4].

Важность систематизации информации признается во всех сферах, однако эта проблема еще далека от решения. Так, по мнению некоторых авторов, "у нас пока отсутствуют систематизированная и кодифицированная база знаний, отвечающих необходимым стандартам и потребительским качествам. Для приведения знаний в современную систему требуются большие исследовательские и конструкторские работы. Очевидно потребуются значительные затраты средств и времени для приведения существующих и будущих знаний в рабочую систему знаний и получения электронного описания конечного продукта" [5. С. 144].

Одно из основных направлений, обеспечивающее эффективность внедрения информационно-технологических методологий в управление, - выработка методологических средств и программно-технологических решений, обеспечивающих смысловую совместимость, транспарентность информационных систем, действующих в различных социально-экономических и производственных сферах жизни общества.

Разработка различных концептуальных и методических аспектов эффективного представления информации в автоматизированных системах присутствует в работах самых различных направлений, связанных с информационными технологиями [6-10]. В

них рассматриваются использование новых возможностей хранения, анализа информации, технологий ее структурирования, представления в наиболее удобной для принятия решений форме, моделирование процессов, использование качественно новых прогностических возможностей на принципиально новых подходах, например при обработке более представительных массивов данных.

Другое актуальное направление, связанное со структурированием управленческой информации, - разработка различных программно-технических подходов для автоматизации документооборота организаций, контроля за исполнением управленческих решений - не только развивает сложившуюся в обществе систему обработки бумажных документов, но часто принципиально изменяет всю систему, создает другую структуру и иерархию взаимоотношений. Решения, которые здесь применяются, должны учитывать генезис и специфику отечественных организационных структур. Системы автоматизации делопроизводства в настоящее время - эффективное средство упорядочения взгляда руководителя на управляемую им часть социально-экономической или производственной системы, необходимый элемент системы принятия решений и одна из основ аналитической деятельности в современных организациях [11, 12].

Развитие информационных технологий в целом рассматривается в русле создания и использования интегрированных систем управления организационными структурами производственного и социально-экономического назначения [13, 14].

Фундаментальная попытка осмысления и формализации в терминах информационных систем основных аспектов взаимодействия человека с окружающим его миром предпринята Р. Акоффом и Ф. Эмери [15]. Авторами выстроена целостная универсальная система, которая может служить концептуальной базой для решения ряда практических задач, связанных с функционированием организаций, прежде всего в аспекте их управляемости.

Другой пласт концептуальных исследований - разработка технологий автоматизированного проектирования систем организационного управления. В монографиях [16, 17] рассматриваются концептуальные направления методологической инструментальной базы (CASE-технологий) для реорганизации деятельности предприятий, анализируются требования к разработке систем автоматизации предприятия, предлагаются различные технологические варианты решения задачи выбора и настройки готовой системы управления.

Любая технология организационного управления опирается на достигнутый уровень развития технологий хранения и аналитической обработки данных. Их фундаментальный обзор, историческая ретроспектива развития приводится в работе М.Р. Когаловского [18].

В процессе проектирования и внедрения информационных систем различного назначения необходим комплексный подход, учитывающий принципиальные аспекты их реализации и функционирования. Появляются работы, в которых предпринимается попытка комплексно охватить основные задачи, касающиеся информационных систем. В частности, в работах А.В. Кострова, [19, 20, 21] рассматриваются как непосредственно вопросы, связанные с проектированием информационных систем, так и проблемы формирования организационных структур в сфере информатизации, стандартизации, планирования развития информационных систем, экономические, инженерно-психологические и другие аспекты внедрения современных компьютерных технологий. Решение этой задачи возможно при наличии адекватной методологии структурирования, обеспечения сопоставимости и стандартизации информации.

Общей проблемой в развитии информационных технологий в настоящее время является оптимальное включение их достижений в разные сферы жизни общества с соответствующим развитием конкретных, применяемых для этого, программно-технических средств. Принципиально важно обеспечивать представление информации в виде максимально удобном для моделирования в компьютерной среде социально-экономических и производственных явлений.

Актуально положение о том, что «...информация должна быть "отжата", хорошо структурирована для дальнейшей аналитической обработки» [22. С. 199].

Hosted by uCoz