Современные институты на примере автоматизации выборных технологий.doc 02.02.07

Информационные технологии как элемент формирования

современного института выборов в государстве

 

Рейнгольд Л.А., Славин О.А.

 

работа написана при поддержке гранта РГНФ № 05-03-03393А.

 

В настоящее время происходит быстрое изменение инфраструктуры, виртуализация среды, окружающей человека. В связи с этим приобретает особую актуальность формирование новых социально-экономических институтов, позволяющих комплексно отражать процессы трансформации меняющейся социально-экономической среды окружающей человека.

Социально-экономическое развитие во многом есть результат внедрения новых информационных технологий, использующих перспективные технологические решения. Происходит рост виртуальности социально-экономических институтов. Необходимо изучение этого явления, выявление причин возникновения и тенденций изменения  «виртуальных свойств» объектов, участвующих в их функционировании. Понятие  виртуализации социальных институтов  позволяет отразить и эффективно учитывать существенные тенденции в их развитии в современных условиях.

Многие имеющиеся социально-экономические институты глубоко трансформируются в изменяющейся информационной инфраструктуре и необходимо концептуальное осмысление этих процессов.

В условиях быстрого технологического развития, информатизации необходимо развитие концептуальных положений, позволяющих описывать и объяснять функционирование и развитие современных государственных и экономических институтов.

Одним из наиболее характерных примеров современных социальных институтов является организация выборов органов власти различного уровня. В России для организации выборного процесса сформирован постоянный социальный институт – Центризбирком, который использует доступные в настоящий момент технологические решения для организации и проведения выборов.

При этом наблюдается тенденция замены существующих институтов более технологически развитыми и совершенными, замена ручной обработки информации различными технологиями автоматизации.

Новые технологии позволяют сделать подготовку к выборам, их проведение, а также получение их результатов более быстрым и совершенным.

Однако внедрение новых технологических решений в сфере является причиной появления новых проблем. Причиной большинства проблем является то, что во многих странах, включая Россию, плюсы от избрания в выборные органы власти несопоставимы с с субъективной величиной санкций за нарушения в их проведении. В этих условиях «маржа» от использования незаконных методов в выборном процессе исключительно велика и объективно является причиной неэффективной работы этого института при использовании любых технологий.  Рассмотрим более подробно характерные особенности этого социального института с учетом отмеченных особенностей.

Существует тенденция «виртуализации» института выборов за счет большего использования информационных технологий, декларируемой целью этого процесса является повышение удобства в организации, проведении и обработке результатов выборного процесса.

Выборный процесс все больше становится инструментом политической борьбы за влияние внешних заинтересованных сторон в другой стране. Распространены «двойные» стандарты к оценке результатов выборов. Так, по оценкам ряда стран выборы в Белоруссии – недемократические, в России ощущается недостаток плюрализма. Зато вполне соответствуют стандартам выборы в Ираке и Афганистане в условиях оккупации и боевых действий и волеизъявление в форме  государственного переворота в Грузии.

Информационные технологии в условиях такого неоднозначного подхода – лишь более совершенное средство манипулирования их результатами.

Другой характерной особенностью современного выборного процесса является повышение внимания к выборкам из генеральной совокупности мнений электората, формируемой различными способами. Это различные exit pools, опросы общественного мнения и другие формы изучения и учета мнений граждан.

Если не учитывать ангажированности и возможностей использования смещенной выборки при таких исследованиях, они могут давать корректный, статистически обоснованный  результат, который как это было на последних выборах президента Украины, был принят рядом зарубежных стран как официальный результат. То есть в этом случае полученные статистически результаты выборов противопоставляются фактическим и используются конфликтующими сторонами в своих интересах. Одна из основных проблем подобного учета мнений электората – более простая фальсификация результата. Такой возможный вариант Exit Pools был озвучен на выборах президента Белоруссии, когда властями было заявлено об изъятии поддельных, заранее использованных листов Exit Pools.

Другим фактором, законно влияющим на результаты выборов, является «промывание мозгов» электорату, имеющему ограниченный доступ к информационным ресурсам.  Целью такого воздействия является смещение выборки волеизъявления населения относительно фактического ее состояния на момент выборов.

Закономерен вопрос - способны ли новые информационные технологии обеспечить корректные «правильные» результаты выборов. Попытаемся сформулировать некоторые основные принципы подобной организации выборов. Адекватные результаты выборов возможны в случае, когда:

-        избиратели имеют достаточную информацию об имеющихся альтернативах;

-        предлагаемые на выборах альтернативные кандидаты имеют значимые для электората отличия в своих предвыборных платформах;

-        предлагаемые избирателю альтернативы отражают все возможные и допустимые варианты линий поведения избираемых;

-        наказание за фальсификацию результатов выборов реально и сопоставимо для кандидата с «бонусами» от выигрыша выборов;

-        исключено ангажированное влияние извне (минимизировано влияние внешних политических и экономических интересов).

Можно предложить следующие показатели движения к эффективным выборным институтам:

-        обеспечение прозрачности технологий  автоматизации всех этапов выборов;

-        равный доступ к СМИ кандидатам на выборах;

-        достаточная информация о кандидатах для всех участников выборов.

Идеальное, но пока недостижимое состояние института выборов:

-        каждому избирателю доступна вся значимая для его выбора информация  о каждом кандидате;

-        каждый участник выборов может достоверно проверить правильность учета его голосования.

Обозначим причины недостижимости приведенного идеального состояния института выборов. Эти причины носят субъективный и объективный характер.

Субъективные причины:

-        выгодность одного из вариантов для организаторов выборов;

-        вмешательство внешних по отношению к электорату сил;

-        искажение информации для избирателей (подмена значимой информации второстепенной, умолчание, ложь в предвыборной информации).

Объективные причины:

-        несмотря на возможности информационных технологий – отсутствие адекватных средств, позволяющих исключить негативные явления, связанные с подтасовкой результатов выборов на различных этапах их обработки;

-        недостаточная компетентность электората, не позволяющая сделать правильный выбор (за счет формирования «зашоренности», ограничения доступа к информации в процессе предвыборной агитации).

Несмотря на наличие проблем, возможно постепенное преодоление недостатков существующих выборных институтов. В первую очередь, необходимо устранение «дисбаланса» между личными и корпоративными интересами кандидатов и их ответственностью перед избирателями. Это позволит устранить основные стимулы к нарушениям в избирательном процессе, уменьшить роль субъективной составляющей в их проведении.

Одним из основных факторов преодоления объективных причин несовершенства выборных институтов является применение информационных технологий на всех этапах проведения выборов, в том числе на стадиях:

-        информации избирателей о кандидатах и их предвыборных платформах;

-        подготовки списков избирателей и других элементах проведения выборов;

-        проведения выборов;

-        обработки результатов выборов.

На процессы проведения выборов, в том числе особенности их автоматизации влияют различные факторы. К ним относятся особенности выборной системы, состояние, разнообразие и степень доступности населению средств массовой информации, история, генезис развития выборных институтов.

Выборные институты в настоящее время находятся в стадии интенсивного развития, связанного с ростом их значимости в процессе социально-экономического развития. Наиболее сложными в современных условиях являются концептуальные и технологические аспекты внедрения новых информационных технологий в эту сферу. Так, теоретически возможна техническая реализация, обеспечивающая безошибочное функционирование выборных технологий, однако социальные аспекты, политическая значимость выборного процесса, делают процесс внедрения этого вида социально-экономических технологий не вполне однозначным.

Практическая реализация технологий, реализующих институт выборов, предъявляет специфические требования к программно-техническим средствам для их осуществления. В настоящее время основные поставщики комплексных информационно-технологических решений предоставляют основные компоненты для решения описанных задач. К таким поставщикам - мировым лидерам можно отнести компании Microsoft и Oracle.

Коротко рассмотрим в качестве примера характерные подходы Oracle, занимающей по многим технологическим позициям в России долю рынка более 70%. Программные решения этой корпорации лежат в основе реализованной в России ГАС «Выборы». Подобная система должна реализовать следующие основные функции по хранению и обработке информации:

-        Надежное хранение данных, быстрый доступ к ним и их резервирование.

-        Непротиворечивое изменение данных, одновременную и корректную работу системы со многими пользователями.

-        Многоуровневую защиту информации, протоколирование работы пользователей.

-        Территориально распределенное хранение и тиражирование данных. Должен обеспечиваться эффективный доступ к информации о выборах, распределенной в масштабах страны.

-        Организация авторизованного доступа к информации из любого места с использованием всех видов клиентского оборудования.

-        Сервисно-ориентированные решения – возможность включения информации, полученной с использованием технологий автоматизации выборов в других подсистемах принятия решений, для которых использование этой информации является актуальным.

-        Возможность подключения специфического оборудования, в том числе применяемого для автоматизации процесса голосования.

-        Объединение информации из различных источников – автоматизированных систем других государственных органов с целью минимизации издержек на ввод данных, дополнительного контроля, обеспечения их полноты и непротиворечивости.

Рассмотренные на примере выборных институтов проблемы внедрения новых информационных технологий в социально-экономическую сферу позволяют более конкретно и конструктивно рассмотреть сложившиеся в условиях внедрения ИТ формы функционирования современных государственных институтов в социально-экономической сфере. Это понятие может быть применено к различным областям, в том числе и для отражения механизмов осуществления демократического управления. В статье, в частности, продемонстрирован подход к  применению понятия социально-экономических технологий для отражения особенностей формирования таких институтов, как организация выборного процесса, который сейчас чисто технологически неразрывно связан с информационными технологиями.

 

Литература.

1. Рейнгольд Л.А., Славин О.А. Социально-экономические технологии как обобщение тенденций социально-экономического развития// Труды Института системного анализа РАН. Интеллектуальные информационные технологии. Прикладные аспекты. М.: 2005. с. 40-55.

2. Рейнгольд Л.А. Структурирование информации: системный подход. М.: Наука, 2004. - 200 с.

3. Федеральный закон от 31.12.99 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 24.06.99 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

5. Проект федерального закона N 215805-3 "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"

 

Hosted by uCoz