Л.А. Рейнгольд, Е.А. Рейнгольд
Репозитарии деятельности экономических субъектов: институциональный аспект
Хозяйственная деятельность в обществе включает ряд аспектов — технико-экономический, организационно-экономический, а также аспект отношений между хозяйствующими субъектами. Организационно-экономический аспект — это и совокупность институтов как структур, организаций, официально и неофициально признанных обществом, и совокупность «правил игры», процессов — т. е. в широком смысле все регламентные и процедурные положения, которые определяют ход взаимодействий хозяйствующих субъектов.
Все перечисленные аспекты функционирования организационных структур находят свое отражение в документах. Документооборот — материальное отражение взаимодействия объектов, составляющих предприятие на различных уровнях деятельности — как в процессе собственного функционирования, так и во взаимодействии с другими организационными структурами. Исследованию проблемы документооборота в современном обществе уделяется много внимания. Появляются работы, обобщающие связанные с этим проблемы и решения [1].
Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов в современном государстве сопровождается формированием некоторого множества документов. Эти документы обычно готовятся сторонами, участвующими в соглашении, и каждая из них хранит свой экземпляр. Это такие документы, как различного рода соглашения, договоры, акты приемки-сдачи работ, платежные документы сторон и т. д. Сложившийся порядок по многим причинам неудобен, поскольку порождает довольно много проблем в процессе обращения документов, особенно в случае возникновения конфликтных ситуаций и при выполнении различных контрольных функций за деятельностью сторон. В нынешних условиях появляется возможность изменить эту систему с учетом возможностей имеющейся и перспективной информационной инфраструктуры.
Существует потребность в независимой регистрации хозяйственных документов, мониторинге выполнения соглашений хозяйствующими субъектами, в целях решения возникающих между ними споров, автоматизации учета экономической деятельности. Эта потребность сейчас удовлетворяется различными способами, традиционно — посредством бумажного документооборота.
Бумажный документооборот— это традиционное технологическое решение вопроса. Организационно взаимодействия между хозяйствующими субъектами обеспечиваются с помощью специализированных институтов: государственных и муниципальных структур, юридических, нотариальных и финансовых институтов и др.
Сложившийся порядок организации документооборота как отражения взаимодействий исторически чрезмерно усложнен и может быть заменен в условиях новых реалий в сфере обработки информации новыми формами организации процесса. При этом актуальны концептуальные построения, позволяющие осознать и проанализировать тенденции, существующие в этой области.
Каким образом могут решаться перечисленные выше задачи? Прежде всего это формирование автоматизированных систем для хранения документов в унифицированной, юридически достоверной форме— репозитариев документов. Репозитарии документов выступает не только как информационная структура неоэкономики, но более широко — как институт, обеспечивающий основные функции государства.
Требования к репозипшрию
В условиях усиления тенденций макрорегулирования хозяйственной жизни целесообразна деятельность государства, направленная на создание системы автоматизированных репозитариев с использованием новых информационных технологий для независимого хранения документов хозяйствующих субъектов. В репозитарии должно храниться как формализованное описание содержания документа, так и, при необходимости, его полный текст и графический образ. Концептуальные технические вопросы, связанные с внедрением подобных репозитариев, рассмотрены, например, в работе [2].
Для помещения документа в репозитарии любым экономическим субъектом может быть задействована специальная процедура. Например, документ может считаться помещенным в репозитарии только в случае, если он размещен всеми заинтересованными сторонами и при этом его содержание идентично. Иначе говоря, например, договор считается размещенным в репозитарии, если он помещен в него всеми подписавшими его сторонами. В тексте договора при этом может присутствовать пункт о том, что договор начинает действовать только после надлежащего его размещения в репозитарии. Идентичность документов может проверяться в автоматизированном режиме. Однако это не единственный возможный способ контроля достоверности размещаемых в репозитарии документов.
Любой хозяйственный документ может быть помещен в репозитарии и факт его наличия и содержание документа использоваться заинтересованными хозяйствующими субъектами, а также государственными службами в рамках полномочий. Любой хозяйственный документ может быть помещен в репозитарии, при этом факт его наличия и содержание могут быть либо доступны без ограничений, либо доступ к этим сведениям ограничен для ряда пользователей. Содержание документа может использоваться заинтересованными хозяйствующими субъектами, а также государственными службами в рамках полномочий.
Информационная среда неоэкономики в перспективе позволит хранить в репозитарии всю необходимую для осуществления мониторинга хозяйственной деятельности информацию, генерируемую субъектами.
Он должен хранить тексты и формализованные описания договоров и дополнительных соглашений к ним, актов приемки, счетов-фактур, накладных и прочих документов (фактически все, что касается содержания деятельности, условий ее выполнения, фактического выполнения обязательств сторонами).
... Такого рода информация может быть в достаточной степени стандартизована и удобна для автоматизированной обработки, в то же время стимулировать унификацию в процессе дальнейшего развития информационной среды и, соответственно, единую интерпретацию однотипной социально-экономической информации в течение всего жизненного цикла социально-экономической системы.
Своего рода «простота» аккумулирования, хранения и представления информации накладывает дополнительные требования к ее защите, к созданию регламентов доступности. Должны соблюдаться особые условия по использованию подобной информации, которые должны быть однозначно сформулированы в нормативных документах. Информация должна быть доступна сторонам, не являющимся участниками экономического соглашения, только в исключительных и законодательно оговоренных случаях. К ним можно отнести имущественно-хозяйственные споры и другие подобные ситуации, когда в использовании данных системы заинтересованы участники экономического соглашения.
Другим типовым легитимным направлением использования будет являться экономико-статистический анализ хозяйственной деятельности. При этом информация обрабатывается обобщенно, без привязки к конкретному экономическому субъекту. Близкими аналогами являются системы опроса специалистов (Например, регулярно публикуемые материалы консенсус-прогноза в журнале «Эксперт».), публикуемые базы данных. Доступность подобной информации для анализа должна определяться нормативными документами с учетом здравого смысла — стимулировать механизмы внутренней оптимизации социально-экономической системы без ущемления интересов экономических субъектов и государства.
Предпосылки реализации системы
Имеются технические и технологические предпосылки для создания подобной системы, поскольку необходимые для ее внедрения элементы информационной инфраструктуры становятся все более доступными и совершенными.
Первоначально наиболее целесообразна реализация по видам деятельности по которым внедрение подобных средств способно обеспечить максимальный эффект. Другими словами, целесообразны определение приоритетов и выделение первоочередных видов деятельности, которые послужат пилотным проектом для рассматриваемой технологии. К ним в первую очередь могут относиться расходование бюджетных средств и другие расходы, непосредственно связанные с общественными нуждами. Государство может стимулировать формирование репозитариев, вводя их обязательное использование в случае, например, операций по поступлениям и расходам бюджета.
Трансформация процессов управления на макро- и микроуровне
В условиях изменения институциональной настройки бизнес-процессы частично переходят на метауровень. Это является предпосылкой для возможного радикального изменения применяемых управленческих технологий. Следствием этого явится уменьшение затрат труда, большая полнота и достоверность информационного наполнения управленческих систем автоматизации. Еще один важный результат — обеспечение достоверности данных на технологическом уровне без участия человека. При подобном подходе информация в системах автоматизации государственного и муниципального уровней управления, их финансовых служб будет возникать как бы сама собой.
Практически реализуется принцип отчуждения информации от ее источника, что очень важно во многих социально-экономических приложениях. Источник информации не сможет распоряжаться ею в корыстных и других асоциальных целях (искажать, менять способ представления, уничтожать). Это важно, например, для контроля бюджетных расходов на различных уровнях управления. Уровень подробности информации в системе задается извне, документы находятся в легкодоступной, структурированной форме, удобной для анализа.
Информация может поступать в подобную систему в автоматизированном режиме. Например, если два участника соглашения своими авторизованными средствами помещают в репозитарий один и тот же документ и в нем предусматриваются взаимные обязательства, то такой документ может считаться подписанным двумя сторонами (если текст идентичен, это принимается как взаимное согласие сторон; идентичность текста проверяется автоматически).
Можно представить два возможных направления эволюции институциональной структуры в условиях рассматриваемых тенденций развития документооборота.
Система может появиться пугем эволюционного развития систем автоматизации различных уровней, а может формироваться осознанно. Однако тот или иной вариант развития является наиболее вероятным уже в ближайшей перспективе. Следует ожидать, что при осознанном, планомерном внедрении подобной информационной среды она может быть сформирована более эффективно, с меньшими затратами ресурсов и избежать возможных проблем.
Чиновников во многих случаях заменят программные сетевые агенты, поскольку во многих случаях вполне возможна автоматизация процесса приема, проверки, заверения документов различных видов. Подобная система будет отражать сложившуюся ситуацию с развитием коммуникационных возможностей общества и состояния технологий обработки управленческой информации. Бе можно рассматривать как предельную тенденцию развития средств и систем автоматизации в социально-экономических приложениях.
Новая социально-экономическая среда предполагает большую динамичность включения человека в социально-экономическую систему. Вместо статической социально-экономической стратификации станет востребованной включенность конкретного человека в те процессы, где в данный момент это необходимо.
Возможна шкала, отражающая степень отчуждения информации экономического субъекта (рис. 1). Начало шкалы— вся экономическая документация — находится «на руках» у экономических субъектов (достоверность обеспечивается наличием копий у заинтересованных лиц). Конец шкалы— вся информация— размещается в независимых от субъектов информационных хранилищах.
В настоящее время часть информации субъектов предоставляется в органы управления различного уровня. Их, с некоторой степенью допущения, можно считать «ручным репозитарием» некоторых видов документов. Однако наиболее целесообразной в современных условиях представляется ситуация, когда наиболее критичная информация поступает в автоматизированный репозитарий. И, конечно, возможен момент, когда вся информация экономических субъектов хранится в репозитариях и при этом другие способы ее хранения постепенно отмирают.
Возможные варианты систем учета деятельности экономических субъектов в социально-экономической системе показаны на рис. 2.
Противоречия в реализации системы и направления их разрешения
Рассматриваемый подход существенно затрагивает интересы как государства, так и субъектов деятельности в государстве. Его внедрение будет сопровождаться возникновением различных проблем, которые должны найти свое разрешение. Проблемы можно подразделить на технические, юридические, экономические, социальные, психологические и другие.
В частности, для решения технических проблем требуются соответствующая коммуникационная и компьютерная инфраструктура и средства для гарантированного обеспечения достоверности информации.
Другие проблемы в значительной степени связаны с необходимостью существенного изменения в сложившемся порядке взаимодействий в государстве. Многие экономические и социальные институты в условиях применения рассматриваемого подхода становятся архаичными, излишними. В предлагаемой информационной среде радикально меняются условия получения прибыли. Появляются дополнительные возможности по осуществлению дополнительной управляемости системы, выполнению ее «тонкой настройки».
Система устраняет предпосылки для совершения многих экономических правонарушений и позволяет упразднить многие механизмы их выявления. Так, например, становятся ненужными многие формы нотариального заверения документов, обеспечение обычно некоторых практикуемых мер их защиты, устраняется необходимость в оформлении отчетных документов и, соответственно, возможность их отличия от реальных. В значительной степени устраняется необходимость в отдельных видах деятельности чиновников-управленцев и обслуживающих систему управления структур. Возможен более детальный учет деятельности физических лиц, представляющих экономические субъекты.
При внедрении подобной системы необходим учет «человеческого фактора». Наиболее целесообразный способ решения подобных проблем — целенаправленное проектирование такой системы и плановая адаптация людей к новым условиям, например, перепрофилирование их деятельности.
Эффектом создания системы репозитариев явится снижение транзак-ционных издержек— минимизация потерь времени, материальных затрат, упрощение и устранение за ненадобностью многих учетных, нотариальных и правовых процедур.
Одним из основных результатов от внедрения системы может явиться возможность осуществления с ее помощью анализа и управления экономической деятельностью в государстве (в целом или по видам деятельности) без ущерба экономическим интересам и самостоятельности экономических структур.
В целом появляется возможность замены традиционных социально-экономических механизмов новой средой с устранением многих архаичных учетных и управленческих механизмов, применявшихся в докомпьютерную эпоху. Новые средства способны обеспечить недостижимую ранее простоту и эффективность в реализации технологий социально-экономического назначения в обществе. В процессе внедрения подобной технологии должны быть решены вопросы, связанные с разграничением доступа к информации, учетом интересов реализующих технологию сторон, учетом «человеческого фактора».
Рассмотренный в статье альтернативный механизм реализации системы учета деятельности хозяйствующих субъектов способен заменить системы взаимодействия организационных структур на основе традиционного документооборота, базирующиеся на принципе перепроектирования институтов учета, которые применяются в настоящее время.
Литература
1.
Делопроизводство в
системе государственного управления / Анисимов
В.М., Арбузова B.C., Иванова А.Ю. и др. М., 2001.
2.
Рейнгольд Л.
За
пределами CASE-технологий, или О
семантической стан
дартизации метаданных // Компьютерра. 2000.
№13; №14; №15.
3.
Нижегородцев
P.M. Теоретические
основы информационной экономики.
Владикавказ, 1998.