Л.А.Рейнгольд, доцент ВГУ

 

Мониторинг инфраструктуры региона.

 

Региональная инфраструктура состоит из некоторого множества значимых объектов. К подобным объектам относятся здания, дороги, дорожные сооружения, природные и сельскохозяйственные объекты.

Обслуживание объектов региональной инфраструктуры обычно требует деятельности тех или иных региональных и муниципальных управленческих структур. Осуществляется их ремонт, совершенство­вание, развитие, замена и, как следствие, финансирование из различных источников и затраты труда для решения этих задач.

Для выполнения этой деятельности необходимо взаимодействие между службами, осуществляющими их обслуживание и обеспечение, а также управление и контроль за состоянием инфраструктуры.

Фактически, в той или иной степени, осуществляется постоянный мониторинг состояния значимых объектов инфраструктуры, затрат различного рода на них, однако осуществляется он в значительной степени традиционными способами, хотя в настоящее время возможно использование для этого новых технических и технологических решений. Попытаемся, не претендуя на исчерпывающую полноту, рассмотреть некоторые основные проблемы, связанные с этим и возможные пути их решения.

Проблемы:

-         Отсутствие единой идентификации объектов в различных ведомствах. Для того, чтобы связать информацию по  одним и тем же объектам, для использования в различных организациях, нужно иметь их единое обозначение, например нумерацию (несколько упрощая суть вопроса). Эти общие обозначения становятся общими первичными ключами соответствующих объектов в информационной системе.

-         Различия в применяемых программно-технических решениях и концептуальных подходах для работы с данным кругом объектов. Разные организации используют отличающиеся программно-технические средства (различные структуры представления одних и тех же данных, средства разработки клиентского программного обеспечения, системы управления базами данных, операционные системы на клиентских рабочих местах и серверах).

-         Неиспользование должным образом новых средств регистрации объектов (аудио и видео данные, данные компьютерных систем). Современные компьютеры включают средства мультимедиа, которые могут эффективно использоваться для наглядного представления информации в целях принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.

-         Недостаточная интеграция информации, получаемой различными службами, отсутствие сведений о наличии информации у заинтересованных управленческих структур, как между уровнями ведомственной вертикали, так и так и у структур одного управленческого уровня, но относящихся к различным ведомствам. Это приводит к дублированию работ и соответственно неэффективному использованию ресурсов, отсутствию системности в управлении объектами.

-         Недостаточные возможности по учету ретроспективы состояния объекта в автоматизированных системах, ориентированных на удовлетворение лишь повседневных нужд. Как правило автоматизированные системы разрабатываются исходя из текущих нужд и решения наиболее насущных задач и не уделяется достаточного внимания получению и накоплению данных, которые могут быть использованы в перспективных задачах.

-         Ограниченные аналитические возможности в связи с изложенными выше факторами. Различные виды несовместимостей, отмеченные выше и неполнота данных не дают достаточной информационной базы для решения требуемых задач.

Интеграции данных в ряде случаев мешает отсутствие нормативных актов, обеспечивающих взаимный информационный обмен между ведомствами. Однако во многих случаях региональные органы управления могут претендовать на доступ к информации ведомств, естественных монополистов, производственных предприятий, муниципальных структур, действующих на территории региона и имеющейся в их автоматизи­рованных системах (если не в порядке, установленном в нормативных документах, то на двусторонней договорной основе как условие предоставления тех или иных ресурсов региональных структур). Это касается не только экономической информации, но и значимых для использования в управленческих целях функциональных данных.

Сложность в том, что объекты инфраструктуры, интересующие органы управления,  учитываются отдельно каждым ведомством и последующая их идентификация во многих случаях является проблемой и требует ручного труда по верификации и вводу.

Для упрощения интеграции информации прежде всего необходима технология описания тех свойств объектов, которые наиболее важны для задач отслеживания состояния и обслуживания инфраструктуры. При этом нужно учитывать возросшие в последнее время технические возможности по аудио и визуальной регистрации состояния многих объектов, получению данных о их функционировании и состоянии с использованием телекоммуни­кационных средств. В современных условиях информация может быть представлена для управленца в наиболее удобном для восприятия и принятия решения виде, в том числе в виде сложной графики, аудио и видео материалов. Однако ввод и регистрация аудио и видео информации должен осуществляться в соответствии с определенной методикой, обеспечивающей ее полноту и достаточность, однозначное истолкование, возможность интеграции с другой доступной информацией.

Мультимедиа данные могут помочь сокращению затрат труда управленцев, поскольку подробная и регулярная регистрация состояния объектов техническими средствами во многих случаях сделает ненужным их выезд на место. Повторная регистрация состояния объектов с обоснованной периодичностью позволяет в ряде ситуаций оценивать качество функционирования и выполнения работ по обслуживанию объектов инфраструктуры. Например, сравнение характерных фотографий объекта, сделанных в разное время, позволяет получить выводы об изменении его состояния, соответствии этого изменения  вложенным средствам. Периодическая регистрация может осуществляться с заданной для данного типа объектов периодичностью в соответствии с некоторой методикой, то есть без инициирования этого процесса управленцем в каждом конкретном случае.

Подобное описание объектов должно включать:

-         унифицированное описание объекта и его состояния в соответствии с заданным набором значимых (в том числе и мультимедийных) показателей для данного типа объектов;

-         систему унифицированной идентификации объектов в пределах региона (подобная идентификация может быть многомерной – например:  расположение, тип объекта, номер внутри типа и расположения);

-         систему тиражирования не ограниченных в распространении идентификаторов и описаний объектов, например с использованием Интернет  инфраструктуры (то есть распространение единой нумерации объектов и основных сведений о них между всеми заинтересованными организационными структурами и гражданами).

При таком подходе все заинтересованные управленческие структуры, предприятия различных форм собственности, и даже отдельные граждане смогут участвовать в описании и мониторинге состояния общественно значимых объектов. Получаемая в результате информация будет сопоставима и в допустимом объеме доступна всем заинтересованным сторонам.

Предлагаемая технология позволит обеспечить автоматическое сопряжение информации автоматизированных систем различных ведомств для решения  задач управления интересующими объектами инфраструктуры, находящимися на территории региона. Она может быть наложена на региональную коммуникационную инфраструктуру (см. более подробно в [1] ) и обеспечить ей эффективное информационное наполнение для решения управленческих задач.

Важный момент – необходимость наличия ответственных за идентификацию и наличие описаний объектов ведомств по каждому из интересующих типов объектов. Это может быть распределение обязанностей по принадлежности. Необходима также выработка механизмов, обеспечивающих стимулирование использования сведений ответственной за идентификацию объектов службы (унифицированной идентифи­кации) всеми другими заинтере­сованными организационными структурами.

Во многих случаях заинтересованные организации уже имеют внутреннюю систему идентификации основных объектов, которые они курируют. Она тем или иным образом обоснована и опирается на ведомственные и законодательные  документы, которые регламентируют работу с ними. Желательно максимальное использование этой информации в процессе мониторинга состояния инфраструктуры региона всеми заинтересованными организациями.

Более подробно проблемы использования информационных технологий в управленческих структурах рассмотрены в работе  [2].

Рассмотренный подход позволит избежать в современных условиях в региональном управлении  ошибок, присущих АСУ созданных в 70-80 годах прошлого века. Тогда создавались системы, информационно мало совместимые на различных уровнях управления, без достаточного учета потребностей в информационной интеграции, что наряду с существовавшими техническими ограничениями значительно уменьшило их полезность.

 

1. Рейнгольд Л. «Интернет как всеобщий посредник в региональной экономике». Проблемы социально-экономического развития Владимирской области на современном этапе. Программа действий администрации области на 2001 г. Материалы научно-практической конференции. Владимир, 2001. с.71-73

2. Рейнгольд Л. «Компьютер и власть или власть компьютера.» Компьютерра, 2000, №29,  с.20-25.   

 

Hosted by uCoz