ПУТИ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

к.э.н. Е.К.Волчинская, Д.И.Кычкин, Е.А.Лунев, Л.А.Рейнгольд

 

В условиях широкомасштабной информатизации общества традиционная система документооборота уже не удовлетворяет потребности ни государства, ни граждан.

Наиболее очевидными недостатками существующей системы доку-ментоооорота граждан являются:

- слабая защищенность информации от случайного, а также преднамеренного искажения или уничтожения;

- большие затраты трудовых и материальных ресурсов на функционирование системы (только выдачей заработной платы в нашей стране занято около 100 тыс. освобожденных работников; на выдачу и получение различных оправок ежегодно расходуются многие млрд. чел.-часов);

- часть сведений многократно дублируется (Ф.И.О., пол, возраст, место жительства), в то время как другие важнейшие сведения, в особенности финансового характера, полностью отсутствуют (в частности из-за этого откровенно криминальный неконтролируемый оборот "теневой экономики" составляет 4 млрд. рублей в год; не взимаются налоги с 10-12 млрд. рублей в год; растет ущерб от преступлений, причинами которых являются корыстные мотивы);

- получение обобщенной социологической информации, необходимой для целей планирования и управления, практически невозможно.

Промышленно развитые страны Запада ужо многие годы идут по пути автоматизации отдельных сфер документооборота граждан. Широко известны, в частности, системы безналичных денежных расчетов "VISA" и "American Express". Автоматизируются медицинские и некоторые другие подсистемы документооборота, решена проблема автоматической идентификации лютости по биометрическим параметрам.

Однако отсутствие системного подхода к автоматизации гражданского документооборота в целом, программная и аппаратная несовместимость превращают упомянутые автоматизированные системы всего лишь в некие технические усовершенствования отдельных частей традиционной системы документооборота, не изменяя ситуацию на качественном уровне.

В целом уровень и темпы автоматизации гражданского документооборота в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве остальных промышленно развитых стран. Но некоторые шаги в этом направлении все же делаются.

Уже действуют "Сирена" и "Экспресс-2" (продажа авиа- и железнодорожных билетов), в отдельных городах создаются автоматизированные адресные бюро, подготавливается проект постановления директивных органов о развертывании работ по созданию комплексной автоматизированной системы безналичных денежных расчетов населения, некоторыми ведомствами реализуются и планируются другие локальные узкоспециализированные системы.

Документооборот в нашей стране (как впрочем и за рубежом) автоматизируется фрагментарно, без четкой единой методологии. У такого пути развития по меньшей мере два серьезных недостатка.

1. Автоматизированная система документооборота граждан (АСДГ), интегрированная из разрозненных, узкоспециализированных подсистем, большей частью программно и аппаратно несовместимых, будет значительно дороже аналогичной, но созданной по единой методологии, при использовании стандартных технических и программных средств..

Интегрированная система потребует длительного времени на доводку и отладку. "Стыки" послужат причиной технических сбоев и питательной средой злоупотреблений.

2. При полном выводе из обращения денег и других документов система, автоматизирующая весь документооборот граждан, является, по сравнению с традиционной системой документооборота, качественно новым, намного более мощным инструментом, помогающим реализовать внутреннюю политику государства. Поэтому необходимо изначально, в "фундамент" этой системы, заложить программные и технические установки, минимизирующие риск негативных социальных последствий, и обеспечить правовую защиту интересов граждан.

При интеграции независимых фрагментов такая возможность вряд ли представится.

Очевидно, что создание автоматизированной системы документооборота граждан выходит за рамки сложной технико-технологической задачи и обрастает экономическими, социальными, правовыми и даже политическими проблемами.

Многие аспекты этих проблем можно изучать, используя описываемую ниже модель АСДГ.

Денежные знаки в какой бы то ни было форме, а также все другие виды и разновидности документов выведены из обращения. Автоматизированная система документооборота состоит из трех блоков:

1. Электронный документ (ЭД) на базе микропроцессора с энергонезависимыми ПЗУ И ППЗУ. В ЭД сосредоточена вся та информация, которая заключалась в "комплекте документов гражданина", медицинской карте, чековой книжке, пропуске и некоторых других современных документах. Кроме того, в ЭД находятся сведения, необходимые для автоматической идентификации личности по биометрическим параметрам.

2. Государственная база данных (ГБД), хранящая всю информацию, содержащуюся во всех ЭД, архивную информацию (на оптических носителях), а также другую, необходимую для нормального функционирования. Технические средства ГБД рассредоточены по территории страны, объединены сетями связи, организованы по иерархическому принципу. В ГБД информация обрабатывается по методикам, закрепленным соответствующим законодательством. Защита информации осуществляется на программном и аппаратном уровнях.

3. Устройства контроля и обмена информацией (УКО), осуществляющие связь между ЭД И ГБД. Это касса-весы, аппараты для перевода денег, устройства для покупки и заказа товаров и услуг и т.п. УКО оборудованы модулями для автоматической идентификации личности по биометрическим параметрам, поскольку почти все финансовые и некоторые другие, оговоренных Законом, операции требуют обязательной идентификации личности.

Путь, по которому движется автоматизация документооборота в нашей стране - путь стихийного создания различными ведомствами локальных узкоспециализированных и несвязанных между собой автоматизированных систем нерационален.

Необходимо тщательно изучить все аспекты, в первую очередь, социальных и экономических проблем создания и внедрения АСДГ. Разработать единую методологию и концепцию АСДГ. А уже на этой базе централизованно координировать все работы по созданию систем, автоматизирующих различные аспекты документооборота граждан. Это – оптимальный путь развития АСДГ в нашей стране.

 

Hosted by uCoz