Рейнгольд Л.А.

 

Эволюция информационных и коммуникационных систем и трансформация технологии управления.

 

В настоящее  время происходит радикальное увеличение возможностей применяемой в управлении массовой вычислительной техники. Возрастает производительность оборудования, растут объемы памяти, доступные  локально и через локальную сеть организации, происходит быстрое развитие возможностей использования телекоммуникаций, как организациями, так и частными лицами.

Однако, несмотря на наличие перечисленных выше возможностей, их положительное влияние на результаты функционирования экономики пока мало заметно. Имеющиеся технические возможности не поддержаны соответствующими технологическими решениями.

Традиционно в прошлом не уделялось достаточно внимания  учету тех ресурсов, находившихся в государственной собственности, которые имеют наибольшее значение в рыночной среде (земля, детальный учет объектов недвижимости, различные виды сырьевых ресурсов и др.). Причины отсутствия должного учета, в том числе и в недостаточных  технических возможностях для осуществления автоматизации управления на достаточно детальном уровне. Это положение может и должно быть исправлено с использованием новых технологий учета и планирования.

Исторически наше государственное и муниципальное управление ориентировано на использование традиционной ручной технологии работы, несмотря на наличие во многих случаях в достаточном количестве вычислительной техники для автоматизации выполнения управленческих функций. В условиях современного усложняющегося общества необходимо внедрение адекватных реальности управленческих технологий.

Сегодня недостаточно наличия текста закона или подзаконного акта. Должна быть детально проработана технология его исполнения, осуществления контроля, информационного и компьютерного обеспечения, конкретных функциональных обязанностей субъектов, которых данная правовая норма касается.

Реализация любой правовой нормы должна поддерживаться соответствующей компьютерной технологией, обеспечивающей ее адекватное исполнение. То есть принятие текста закона должно означать не просто одобрение текста, а начало разработки технологии его реализации.

Эта технология должна включать в себя механизмы должностной и личной ответственности, информационное, программное и техническое обеспечение конкретных исполнителей, регламент  прохождения документов;  конкретное содержание деятельности всех участников технологии; личную и корпоративную  ответственность за невыполнение своих функций. Такие технологии могут иметь высокий уровень автоматизации.

Примеры наиболее актуальных объектов, по отношению к которым должны быть разработаны такие технологии:

·     учет конкретной полезной деятельности предприятий при определении условий их деятельности;

·     многоуровневый учет возврата валюты за проданные за границу сырье и товары;

·     учет недвижимости и крупной собственности граждан и предприятий.

Сейчас в России отсутствует доступная для восприятия рядового гражданина система в законодательстве. Наше государство пошло по пути копирования практики некоторых государств по созданию нагромождения концептуально не связанных и излишне общих законов.

В качестве одной из мер, обеспечивающих выполнение приоритетов государства, возможно освобождение от налогов важнейших в данное время областей деятельности после фактического завершения и учета данного вида работы. Например, могут возмещаться уплаченные налоги в индивидуальном жилищном строительстве в отдельных местностях и для определенных категорий граждан. Если человек (или организация) построил и проинвентаризировал дом, предоставил смету затрат, то ему могут быть компенсированы выполненные им избыточные налоговые платежи. Такая схема может стимулировать нужные государству виды деятельности в экономике с минимумом негативных издержек и бюджетных затрат. В то же время, она не потребует существенных дополнительных оборотных средств от предприятий, поскольку сформируется  рынок кредитования будущих налоговых льгот.

Многие государственные и полугосударственные службы сформировались из конъюнктурных соображений или копирования эволюционно сложившихся и уже устаревших западных организационных  форм. В качестве примеров можно привести группы ведомств, отвечающих за учет недвижимости, государственные фонды и фонды с участием государства в уставном капитале. Они могут быть укрупнены или ликвидированы с передачей их функций другим ведомствам. Это уменьшит нагрузку на экономику.

Существует ведомственная разобщенность автоматизированных систем. Сейчас каждое ведомство заинтересовано в автономном ведении собственной информации. Это имеет вполне объяснимые субъективные причины, но в то же время существенный негативный эффект. Он выражается в дублировании работ по обработке данных и их семантической несогласованности, затрудняющей их использование.

Однако в то же время недостаточное внимание уделяется разработке типовых программно-технологических механизмов, позволяющих осуществлять полноценное информационное взаимодействие между ведомствами.

Недостаточно используются  возможности внедрения глобальных учетных и анализирующих систем в  управление государством и экономикой.

В современном государстве должна внедряться новая парадигма государственного и экономического управления, соответствующая по уровню сложности имеющейся реальности.

В настоящее время учет и управление в государстве идут от организационной структуры - государственных, муниципальных  или акционерных юридических лиц. Отсутствует систематический дифференцированный учет конкретной функциональной и финансово-экономической деятельности внутри хозяйственных единиц.

Однако уже существуют технические возможности для изменения этого положения. Новая парадигма заключается в том, что управление, отталкивающееся от организационной структуры, должно быть заменено на управление от информации.

Для каждого типа юридического лица (в первую очередь государственных служб, государственных и муниципальных предприятий) должен  быть установлен перечень показателей оперативного управления и финансово-хозяйственной деятельности, включающий в своей основе:

·     функциональные показатели, характеризующие специфическую деятельность данного типа предприятия (например валовые, качественные, временные);

·     сведения об организационной и должностной структуре организации с указанием функций и показателей деятельности всех компонентов;

·     финансово-экономические показатели (доходы и расходы по видам деятельности, оплата труда и т.д.).

В отличие от имеющейся системы управления,  возможно осуществление учета не по юридическому лицу в целом, а по каждому виду деятельности и применяемой коммерческой схеме в отдельности. При этом обеспечивается необходимая прозрачность практической деятельности предприятия для органов управления и населения.

Новая парадигма управления сможет радикально изменить имеющуюся ситуацию, поскольку позволит более объективно отражать социально-экономические процессы в государстве и формировать адекватные управляющие воздействия.

Необходимо внедрение новых технологий муниципального и государственного управления. В настоящее время  наблюдается рост численности чиновников на различных уровнях управления, частично обоснованный изменениями в системе управления государством. Этот процесс может быть ограничен и направлен в конструктивное русло. Одна из причин сложившегося положения в том, что отсутствуют стандарты автоматизации управленческой деятельности, на различных уровнях управления, что ведет к различным видам издержек и несовместимости информации. При автоматизации управленческих процедур необходима, прежде всего, стандартизация структур данных, используемых на различных уровнях управления. Важна также разработка организационных и экономических механизмов, стимулирующих внедрение унифицированного программного обеспечения.

Одним из значимых факторов в инфраструктуре России является рассредоточенность населения и субъектов экономической деятельности. При внедрении последних достижений в области телекоммуникаций создание современных условий проживания путем внедрения новых средств коммуникаций и жизнеобеспечения. При внедрении современной информационной инфраструктуры и основанных на ней перспективных средств автоматизации и механизации ручного труда, жизнь на селе может быть не менее привлекательна, чем в городе. Один из основных факторов дискомфорта жителя, удаленного от центров цивилизации – информационное неравенство, которое может преодолеваться в обозримой перспективе. Здесь могут оказаться целесообразными в сложившихся условиях такие решения как жестко контролируемое освобождение от налогов видов деятельности, связанных с развитием региональной транспортной и информационной инфраструктуры (при использовании упоминавшегося выше принципа - льготы после выполнения и сдачи работы).

Следует отметить, что в складывающихся новых условиях возможны принципиально новые схемы управления, предполагающих более полное участие населения в управлении страной в целом. Так, например, в наших условиях очень многие виды информации государственных организаций могут быть предоставлены населению в виде, доступном для анализа.

На результатах работы граждан с этой информацией с использованием средств телекоммуникаций могут основываться технологии, обеспечивающие управление не просто на уровне выборов чиновников раз в несколько лет, а и обоснованного принятия решений по важным вопросам, выполнения отдельных управленческих функций представителями населения.

 

Hosted by uCoz