Компьютер и власть или власть компьютера.

Леонид Рейнгольд  lar2@mail.ru

 

Попробуем представить себе как может измениться ситуация в управлении страной через несколько лет, когда компьютеры и специализированные устройства доступа в Internet станут так же широко распространены, как сейчас телевизор.

С появлением техники последнего поколения радикально меняется технологическая база управления в государстве, соответственно должны меняться и механизмы осуществления властных функций в государстве. Одни механизмы могут уходить на уровень саморегуляции, другие - появляться.

В основе большинства современных новшеств в технологиях управления лежат различные компьютерные технологии. Компьютер, его техническое и программное оснащение, являются только условием для возникновения таких технологий. В качестве такого условия существенны функциональные и технические возможности оборудования, а не принципы его функционирования.

Пользователя, в принципе, могут интересовать в устройствах памяти, например, только ее объем, скорость доступа, цена, размеры и стандарт использования. Как водителя автомобиля может не волновать конструкция автомобиля. Но нельзя обойтись без правил использования и их понимания как для технологии использования компьютера, так и автомобиля. 

На некоторой функционально-технической  базе возникает возможность возникновения технологии. Сейчас наступил такой момент, когда становятся возможны радикальные изменения в технологиях управления.

 

Функции власти и их реализация.

 

Компьютер сильно и не всегда очевидно меняет среду нашего обитания. Это касается и систем управления в обществе и государстве.

Традиционные основные функции власти, реализуемые теми или иными управленческими технологиями:

1.       Охрана территории государства.

2.       Распределение ресурсов.

3.       Управление производством в госсекторе.

4.       Внеэкономическое распределение финансовых ресурсов и предметов потребления.

5.       Разработка, принятие и контроль за выполнением нормативных документов.

6.       Защита прав граждан (юридическая, социальная, военная).

7.       Внешнеэкономическая деятельность.

В каждой из этих областей находят применение компьютеры.

Для реализации функций власти используются следующие основные традиционные механизмы управления:

1.       Иерархическая территориальная структура.

2.       Отраслевая иерархическая структура.

3.       Выборные органы различных территориальных образований.

Однако имеется определенная "очаговость" применения компьютерных технологий, вызванная как объективными, так и субъективными факторами.

До последнего времени компьютеры использовались для ускорения и облегчения выполнения традиционных "ручных" способов осуществления управленческой деятельности. Часто эффект от такого их применения не вполне очевиден.

Так, несмотря на новые технические решения и кажущиеся возможности сократить долю управленческого труда, в условиях наших реформ работники фабрик и заводов перекочевали в виртуальную сферу производства и обращения управленческих и финансовых бумаг.

У нас до сих пор происходит эволюционное развитие государственных и муниципальных структур.  Может быть есть возможности для изменения этой тенденции?

Продолжаются деления-слияния ведомств. Зачастую причины этого:

-          субъективные;

-          по аналогии с Западом;

-          сиюминутные потребности.

Под любую управленческую "перестройку"  разрабатываются новые и модифицируются старые решения в плане использования компьютерных технологий.

По мнению автора, сейчас складываются технологические предпосылки в смысле уровня развития, коммуникационных возможностей, стоимости, распространенности компьютерных средств, позволяющие "перевернуть" управленческую пирамиду, сделав первичными данные, которые обращаются в сфере управления, а не организационные структуры, призванные получать и обрабатывать эти данные. И уже под эти данные подстраивать организационные структуры.

Бюрократические структуры легко формируются и трудно ликвидируются. Поэтому нужны механизмы отслеживающие эффективность управления, модифицирующие систему управления в обществе, стимулирующие внедрение новых технологий в этот процесс.

Есть впечатление, что имеются управленческие структуры, реально выдающие "на гора" всего несколько реквизитов в касающихся нас данных, остальные их заботы связаны с собственным самообслуживанием. Конечно приятно, что люди при деле, но это слишком дорогостоящий и может быть мешающий делу собес.

Эффективность власти в современных условиях могла бы быть и выше.  Численность управленцев должна регулироваться объективными, а не субъективными  факторами.

 

Виртуализация власти в обществе.

 

Перспективные  механизмы управления могут быть менее жесткими и не привязанными к конкретным организационным структурам.

В частности, возможны принципиально новые виртуальные механизмы управления, не требующие для своего функционирования "выделенных" управленцев.

Возникает вопрос - а так ли нужен ли фиксированный управленец на каждом руководящем месте в новых условиях (особенно это касается представительной власти).

Ведь технически вполне возможны руководящие виртуальные группы с нетрадиционными принципами выборности и принятия решений, возможно их иерархическое построение, при наличии в том необходимости, с более широким, чем обычно кругом привлекаемого населения и  с большей привязкой к их фактическому вкладу в дело управления.

Вполне реальными могут стать материализованные в различных информационных технологиях "руководящие алгоритмы" с привлечением людей на необходимых этапах (принятие решений, оценка проблемы, анализ информации и т.п.).

Можно говорить о возможности возникновения автоматизированных механизмов управленческой саморегуляции в управлении обществом. Естественно такая саморегуляция имеет области, где она более эффективна и должна применяться в первую очередь.

Постепенно складывается новая ситуация.

1.       Для выдачи управленческих воздействий не обязательно находиться на рабочем месте и не обязательно перемещаться к месту события - виртуальное рабочее место становится дешевле реального. Может быть, во многих случаях настала пора пересаживать чиновников не на "Волги", а к экрану монитора (и во многих случаях дома, а не в офисе)?

2.       Возможны новые формы демократии (коллегиальности) менее формальные, более представительные. Новой представительной властью в той или иной форме вполне могут быть при некоторых условиях пользователи Интернета (возникшие естественным путем или добровольно-принудительно приобщенные к компьютеру управленцы).

"Организационным каркасом" в управлении взамен имеющихся жестких структур во многих случаях могут стать соответствующие сетевые технологии, автоматизирующие накопление соответствующих информационных параметров, характеризующих объект управления и выдачу на их основе управленческих решений с участием человека, а в типовых ситуациях и в автоматическом режиме.

Должны быть разработаны технологические решения, обеспечивающие работоспособность новых механизмов управления:

-         защита от злоупотреблений управленцами и посторонними людьми;

-         предотвращение несанкционированной модификации технологии;

-         гласность использования в заданных и известных пределах;

-         ну и конечно, при наличии необходимости, защита от происков зарубежных спецслужб и мирового империализма J.

Механизмы власти определяются законодательством. Сейчас оно формируется с недостаточным учетом того, как его положения будут реализованы на практике и мало учитываются проблемы автоматизации процесса его реализации.

В перспективе функционирование механизма власти, определенного законодательством, будет подддерживаться информационными технологиями. Они уже сейчас создают пока почти неосязаемую колею, по которой перемещаются наши управленцы -  определяют реальное информационное наполнение процесса управления и во многих случаях систему поведения в том числе возможные поведенческие реакции управленцев. Создают своего рода "русло" для управленческих раздумий.

Представляется, что процесс постепенного перетекания ручных функций управления в автоматизированные неизбежен и в нем надо отдавать себе отчет.

Нужно сформулировать некоторые принципы, обеспечивающие безопасность и социальную приемлемость новых технологий. Это не только традиционно понимаемая безопасность, которой специалисты в меру, а иногда, может быть, и не в меру озабочены, а учет социальных последствий от их внедрения в широком контексте.

Компьютерные технологии становятся активными и адаптирующимися к респонденту. Документ, Web-страничка, индивидуально подстроенные под респондента - это не то же, что газета или телевизионный канал, особенно если при этом учитываются специфические личные интересы и особенности человека. Это принципиально новый инструмент воздействия на человека. Ничто не мешает этим технологиям развиться в средства манипулирования сознанием нового поколения. Каждому будет предъявляться сверстанный именно под него кнут и пряник, а в результате организатор манипуляции получать заданный результат.

 

Internet – среда для новой ОГАС?

 

Ранее уже были попытки внедрения глобальных информационных технологий в управление, но они были во многом преждевременными и часто носили искусственный характер в тех условиях.

В этой связи вспоминается идея академика Глушкова - попытка разработки и внедрения в СССР общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС), которая не была лишена смысла несмотря на наличие тогда существенных технических ограничений. Подобные системы на подобной же технике существовали в 60-70 годы в крупных западных корпорациях и решали основные задачи учета и планирования выпуска продукции. Интересные подробности этой попытки комплексного внедрения  компьютерной техники  в экономическую и социальную сферу приводятся, например,  в работе [1].

Но говорить о возможности "штучного" производства информационных (да и не только информационных) продуктов для "отдельно взятого индивида" можно только сейчас.

 

Унификация технологий.

 

Очень интересный вопрос - возможности унификации компьютерных технологий в муниципальном и государственном управлении. Сейчас в этих областях еще присутствует  ситуация, наблюдавшаяся ранее в коммерческих фирмах - когда почти каждая организация сама разрабатывала для себя все компьютерные приложения ("писала свою бухгалтерию").

Налицо локальный подход к данным и их обработке. Это ведет к дублированию работ по разработке информационных технологий и большим затратам на интеграцию систем. Внедрение же типовых программных средств в управленческих структурах продвигается с трудом, поскольку они недостаточно учитывают в изобилии сложившиеся за время реформ "местные особенности".

Для успешного решения задачи необходима унификация не технологий в целом и программного обеспечения, которое их реализует, а данных, их структур и методов работы с ними. Для этого может использоваться методология, описанная автором ранее [2].

В этом случае мы будем иметь не одинаковые панельные информационно-технологические дома в виде готовых типовых программных комплексов, а одинаковые (совместимые) "информационные кирпичи", из которых можно собрать любую технологию.

 

Свобода и Интернет.

 

Повсеместное внедрение сети Интернет постепенно создает такую ситуацию, когда невозможно что-нибудь запретить. Вместо запрета могут использоваться различные приемы приведения поведения человека в определенное русло. Они нам  наглядно демонстрировались во время последних избирательных кампаний применительно к традиционным средствам массовой информации.

Однако пока не вполне отработаны подобные технологии в ситуации широкой или общедоступности Интернет (а такая общедоступность - не за горами и наступит быстрее, чем многим кажется).

Смогут ли они быть также эффективны как и на телевидении? Это не простой вопрос. Представляется, что технологии манипулирования могут развиться в Интернет, если удастся управлять предпочтениями, но не запретительными мерами (поскольку они нигде кроме, возможно, Китая не сработают). Можно сделать не вполне очевидный вывод - чтобы избежать манипулирования сознанием людей, необходимо  стремиться к не уменьшению разнообразия информационного наполнения Интернета. Вопрос этот не праздный - как население в основном читает газеты и журналы, а не объявления на заборах, так и "жители" Интернета имеют тенденцию находиться в окрестностях крупных информационных порталов и рейтинговых систем. То есть существенная часть информации в Сети оказывается не формально, а статистически недоступной. Может в информационное разнообразие государству нужно научиться вкладывать деньги, дешевле обойдется?

 

Интернет – зеркало мира.

 

Необходимо осмыслить такое понятие, как система ввода фактической информации в Интернет. Информация реального мира отражается в сети, однако механизмы этого наполнения еще не вполне осмыслены. В зачаточном состоянии пока находятся системы непосредственного ввода данных в сеть. Пока они в основном ограничиваются WEB камерами, развешанными на улицах. Даже в этом направлении можно представить себе много интересных вещей. Например были бы очень интересны неуемному серферу самовыкапывающиеся из снега и самоочищающиеся автоматические Web-камеры - датчики метеопараметров на Северном и Южном полюсе, Эвересте. Несколько сложнее, но возможно, осуществить передачу портретов обитателей и всего комплекса доступных параметров со дна Марианской впадины.

Святое дело - обеспечить трансляцию в автоматическом режиме открытых заседаний ООН и других международных организаций (благо во многих случаях есть синхронный перевод), Госдумы, Совета Федерации.. Представим несколько автоматических Web-камер - докладчик , зал в целом, конкретные колоритные лица по выбору респондента. Зашел - взглянул - а сидит ли на месте любимый депутат, чем занят… А если совместить все это с видеоархивом и архивом текстов стенограмм?

 

Интернет - добро или зло?

 

Другой вопрос - а нужно ли все это? Постараемся теперь взглянуть на явление с другой стороны. Может быть Интернет как явление - это зло?

Человек - система, сформировавшаяся в естественной среде с достаточно ограниченным по отношению к тому, что мы имеем сейчас набором функций. Можно и нужно ли расширять этот набор функций бесконечно, хотя это и технически возможно?

Имеет право на существование и такой парадоксальный взгляд на Интернет  (как впрочем сейчас во многом и на телевидение) - как на склад мусора для мозгов. Причем определить, что это мусор во многих случаях невозможно - не загрузишь - не узнаешь.

Интернет - источник дифференциации в современном обществе по информационному признаку (имеющие и не имеющие это информационное "окно в Париж") и в то же время - средство делающее более прозрачной имеющуюся социально-экономическую дифференциацию (может при определенных условиях позволить увидеть детальную информацию по любому интересующему человека объекту). А ведь есть люди, которым, как говорил классик-юморист, плохо, когда другим хорошо.

Человек - существо общественное, во многом зависящее от непосредственного общения и формирующееся в процессе общения. Непосредственное общение как раз и замещается суррогатом виртуального сетевого общения. Осознать последствия такого замещения было бы очень желательно до того, как мы окажемся в искусственной "информационной пробирке".

Еще одна проблема - возможное обезличивание управления в нашей виртуальной перспективе. Люди для управленца, особенно на виртуальной "шахматной доске" - фишки в некоей шахматной партии. Этакая игра SymCity для мэра на реальных данных (иногда, если забежать в миссии вперед от реальности то, и с возможностью переиграть партию).

Однако во  многих случаях это - зло. Живущий в виртуальной информационной среде управленец, ангажированный журналист, жующий информационное пойло обыватель… Соответствующие последствия…

Пример - бомбардировки Югославии. На экране игрушечный паровозик везет вагончики через мост. А мы его ракетой… Почти компьютерная игра… Приправа к вечернему кофе для "золотого" миллиарда.

А что дальше? Нам нужны газ, медь и титан и другие полезные вещи, а плохие человечки, которые живут там, где всего этого много, продают их на наш взгляд слишком дорого. И дарить не хотят. Они плохие. Просчитаем на модели и передвинем фишки… Поможем займом на своих условиях, посадим руководить своего человечка, поссорим их между собой. Все просто и понятно. Глядишь все тип-топ. Управленческо-информационная машина провернулась. Организаторы довольны.

Еще одна проблема - виртуальность ввода данных. Реальный источник данных в новой информационной инфраструктуре легко может быть подменен виртуальным.

В перспективе человек  сможет воспринимать не только то, что его в данный момент окружает, а по выбору задействовать те "органы чувств", которые ему предоставляет Интернет, в том числе и полностью фальсифицированную и придуманную информацию.

Но хватит про ужасы в Интернете.

 

Управленческие информационные технологии.

 

Посмотрим, в каких основных направлениях развиваются управленческие информационные технологии.  Это:

1.       Обслуживание производства и потребления товаров. Появляется возможность работать на "индивидуальный заказ" в значительной мере без различных посредников.

2.       Информационные системы различного назначения. Трансформируются, и иногда станут в принципе ненужными многие естественные ранее информационные структуры в обществе. В принципе у каждого интересующегося человека окажется свой Госкомстат на столе…

3.       Выборные технологии. Очевидно, что роль телевизора и Центризбиркома в проведении выборов в скором времени с массовым внедрением Интернета может сильно измениться.

4.       Технологии сбора данных, выработки аналитических решений и управленческих воздействий нового поколения - где исходные данные вовсе даже не статистика, а результат детальной обработки информации из детальной базы данных по произвольному запросу.

5.       Учетно-финансовые системы. Представляется, что эпоха усложнения и доминирования финансовых институтов в обществе может закончиться, поскольку это как раз та область, где вполне могут сформироваться замещающие их новые регулирующие механизмы.

6.       Системы обучения. При наличии адекватной идентификации обучаемых и учебных курсов в соответствующем виде образование может быть намного доступнее и дешевле. Если бы еще научиться формировать стимулы к самообразованию у большинства населения…

7.       Технологии развлечений. Здесь перспективы самые радужные и понятные. Главное, чтобы у их любителей крыша оставалась на месте. Хотя может быть стоит задуматься о девиантных моделях поведения, которые могут формировать сетевые развлечения.

Все перечисленные выше системы постепенно получают  графические интерфейсы и средства отображения с качеством все меньше отличающимся от реальности.

Многие люди уже сейчас большую часть рабочего времени действуют в виртуальной среде, пусть пока Wordа, Excelа, но уже не в реальном предметном окружении.

Стирание грани для органов чувств человека между виртуальностью и реальностью может иметь негативные последствия. Не все люди имеют устойчивую психику и способность четко разделять реальные и виртуальные воздействия. Это не было нужно в  естественной среде. Поэтому естественно ожидать уменьшения для этой категории людей порога поведения, отклоняющегося от нормы.

 

А судьи кто?

 

Внедрение Интернета приводит к  почти неограниченной тиражируемости информационных предметов потребления в новых условиях безотносительно к социальным последствиям этого. Рано или поздно в той или иной форме возникает вопрос о регламентации информационного поведения и сразу за этим - традиционный вопрос - а судьи кто? Если родители ограничивают доступ к контенту для детей, это вроде бы понятно. А если еще кто-то кому-то? И в то же время ограничивать девиации в социальном поведении вроде бы надо.

Может быть, во внедрении компьютерных технологий приемлемо применение таких понятий как сетевая идеология и самоцензура? Тогда нужно определить эти понятия, нормы и механизмы их применения.

 

Можно обозначить приведенные ниже компоненты информационной технологии. Если с первыми двумя пунктами вроде бы все ясно, то само наличие последних трех - вопрос для многих спорный.

Условия, определяющие возможность и технический уровень реализации технологии.

 
 


-          техническая;

-          программная;

Выражение потребностей на индивидуальном и коллективном уровне, определяющее содержание технологии.

 
 


-          ценностная

-          идеологическая;

-          политическая.

 

Информационные технологии - новый тип социального инструмента. Можно говорить о том, что возможность влиять на информационный контент, его направленность - один из важнейших рычагов социально-экономического доминирования. Наверно не случайно проблемы НТВ так волнуют американских законодателей.

За последние годы мы неоднократно имели возможность убедиться, что рынок и реальные  права человека заканчивается там, где начинаются серьезные экономические и политические интересы и пока не очень понятно как новые информационные технологии впишутся в этот контекст.

 

 

 

 


Применение компьютерных технологий радикально меняет профессиональную деятельность. Так современный армейский командир в скором времени будет мало отличаться от ментата с планеты Дюна - человека с встроенным в мозг компьютером из романов Ф.Герберта. Только компьютер у него пока еще не в голове, а рядом и задействован оптический канал ввода данных в мозг монитор - глаза.

 

Компьютерная демократия.

 

Весь объем информации, накопленный человечеством , становится оперативно доступен каждому человеку. И не просто доступен, а с возможностью почти произвольной семантической обработки своими личными средствами.

Это создает принципиально новую ситуацию в обществе. Может измениться не просто информированность человека, а сами необходимые в деятельности способы мышления. При наличии на рабочем столе совершенного "информационного протеза" становится ненужным запоминание фактов, а нужно эффективное управление их извлечением. Это может изменить не только подход к обучению, профессиональной деятельности, но и повседневное поведение.

В числе прочих последствий эта новая ситуация  делает в перспективе архаичными традиционные формы демократии. Это не просто замена бюллетеня защищенной Web- страничкой. Появляется возможность совсем другого подхода к осуществлению демократии. Человек в новых условиях может выбирать управленца не только по внешности и предвыборным лозунгам, а и по намного более глубоким критериям и более осмысленно и детально влиять на социально-экономическое управление в обществе.

Понятие прогресса, в том числе и в области компьютерных технологий, нуждается в осмыслении. Понятна тенденция "все выше и выше и выше…" в технических качествах артефактов, которые нас окружают, фактическое отсутствие реальной возможности запрета чего-либо в новых условиях (для любого запрета найдется технологический обход). Высокий уровень политического сыска царской России, когда революционеры носили друг другу прокламации, а полицейские их более-менее успешно ловили, может появиться только в розовых снах сотрудников спецслужб. Однако социальная система должна адаптироваться к такой ситуации и желательно результат такой адаптации не должен быть похож на СОРМ и его зарубежные аналоги.

Необходимо осознание понятия прогресса и возможной вариантности развития в перспективе, оценка  последствий от реализации различных вариантов изменения материальной и информационной инфраструктуры. Нужны технологии, позволяющие строить формализованные перспективные "виртуальные миры", которые позволят просматривать варианты возможного будущего и обдуманно избегать негативных последствий.

Традиционная демократия часто чересчур примитивна в новых условиях. Чрезмерно простые вопросы она задает и слишком просто отвечает на них. При этом стимулы власти зачастую определяются не демократическими процедурами и общественными приоритетами, а опосредованы и неочевидны.

Время от времени возникает вопрос, на который нет однозначного ответа: кто, в какой степени и куда направляет развитие России в последние годы - мы сами, продвинутый аналитический аппарат АНБ и ЦРУ, господь Бог?

 

Ресурсы реальные и виртуальные.

 

Не развиваемся ли мы исключительно в направлении ускорения проедания ресурсов?

Иногда возникает мысль о повторении на новом уровне известной ситуации с освоением запасов сибирской нефти в застойные годы: добудем нефть- продадим - на эти деньги купим трубы - добудем нефть и т.д. Недавно увидел по телевизору обсуждение решения о передаче в концессию месторождения золота. Обсуждают, хотя очевидно, что получение доходов от такой передачи планируется через 12 лет. А ведь, как мы знаем, планы всегда красивее реальности…

Может быть, более выгодны в долгосрочной перспективе вложения в население? А ресурсы пусть пока полежат. В длительной перспективе многие традиционные ресурсы имеют возрастающую ценность и являются невозобновляемыми. Ими более эффективно смогут распорядиться наши потомки.

Очевидна тенденция в приоритетах всех развитых стран - развивать и дорого продавать различные виртуальные ресурсы. У нас же до сих пор основные заботы руководства - о нефти, газе, металлах. Может быть настало время задуматься о чем-нибудь вроде "валового виртуального национального продукта"?

Хочется надеяться, что новые возможности по обработке данных позволят оптимизировать функционирование экономики не только в текущий момент - в пределах  годового бюджета, на ближайшие год-два, а и на более отдаленную перспективу.

Потребности населения постепенно перемещаются из сферы реальности в виртуальность. Реальные предметы потребления заменяются их придуманными. Эти копии, могут неузнаваемо видоизменяться ввиду отсутствия материальных ограничений.

Многие потребности искусственны (придуманы и не имеют объективной почвы). Поэтому в одних вариантах развития могут быть, а в других - нет. Не очевидно, что оптимальное поведение органов управления в этой ситуации - отпуск ее на самотек. Нужны механизмы, позволяющие направлять развитие в эффективном направлении, избегать негативных последствий развития.

Намечается радикальное упрощение средств тиражирования артефактов и увеличение возможностей "тиражирования на месте". В перспективе возможна модификация транспортной инфраструктуры - реальные системы сообщения будут утрачивать свою значимость, а роль информационных магистралей будет возрастать. Но хочется надеяться, что до инфраструктуры из фильма "Матрица" дело все же не дойдет.

В новой, уже отчетливо просматривающейся среде человек (во всяком случае многие из нас) становится своеобразным "инфо-киборгом". Вместо материальных объектов, дающих ему средства к существованию, у него интерфейс с компьютером пока чаще всего в виде мыши с клавиатурой и монитора, но на подходе средства которые становятся как бы продолжением тела., расширяющим возможности по вводу-выводу данных. Недостающие возможности по запоминанию и произвольному извлечению информации дополняются "информационными протезами" в виде магнитных и лазерных дисков с возможностью быстрого поиска необходимых фрагментов данных.

 

Власть и ответственность.

 

Становится все более заметным противоречие между властью и ответственностью.

Вроде бы понятно - власть должна сопровождаться ответственностью. Чем  больше власти, тем больше ответственности. Однако на деле в новой ситуации мы часто видим обратное. Власть и ответственность очень даже разделены во времени и пространстве. Власть без реальной ответственности приводит к разбалансировке и деградации общества. Компьютерные технологии, в принципе, способны обеспечить детальный учет управленческих воздействий и их результатов как по реальным последствиям для системы управления, так и по изменениям в благосостоянии управленцев.

Кстати, пример власти с очень даже реальной ответственностью описан в повести Р.Шекли "Билет на планету Транай"  [3]. Руководителю, переставшему пользоваться поддержкой оговоренной части электората взрывающийся висящий на шее символ власти отрывал голову, обеспечивая ротацию руководящих кадров и отсутствие избытка желающих поруководить. С учетом последних успехов в развитии беспроводных компьютерных  технологий - вполне технически осуществимый путь развития, хотя может быть и слишком радикальный.

 

Новая экономика.

Все действующие основные экономические механизмы возникли в результате материального обмена и эволюционно приобретают виртуальную форму. Однако в виртуальном виде и сами механизмы способны радикально измениться.

Можно сказать, что многие традиционные  экономические механизмы становятся архаичными в современной информационной среде. Они моделируют традиционные экономические артефакты и не являются эффективными и безусловно необходимыми. То есть, говоря проще, совсем необязательно было в недавнем прошлом обгонять всю планету по количеству бирж и банков, а теперь формировать нагромождение из противоречивых экономических и законодательных механизмов. Вот, кстати, опять недавно услышал о новой программе (не в смысле *.COM или *.EXE) правительства то ли на 200, то ли на 250 страниц, но - посмотрим.

Естественно ожидать качественных сдвигов и новых принципов функционирования экономики в радикально изменившейся среде.

Благополучие в нынешней экономике на различных уровнях часто строится не на равноправном обмене, а  на обмане, или, говоря мягче, на неполной информации сторон, а также различных исторически сложившихся диспропорциях. Это, на мой взгляд, не является обязательным принципом. Может быть с точки зрения общества более выгодна "прозрачная" экономика, обеспечивающая большее равноправие людей, групп населения и государств в различных измерениях.

В условиях пока еще общей образованности населения в нашей стране выглядит достаточно бесчеловечно невостребованность обществом значительной части населения. Система власти должна найти способы дать возможность людям обрести достойное занятие. Не обязательно этим занятием должен быть поворот северных рек или строительство самой большой ракеты, однако массовое превращение интеллигенции в розничных торговцев, производителей овощей и бомжей во всех отношениях малоэффективно.

Государство в конкурентном окружении должно выявлять лимитирующие факторы для других государств и использовать их в интересах своего населения.

Такими факторами в ближайшем будущем будут наряду с компьютерами и информационными технологиями  отдельные виды полезных ископаемых, потребность в которых растет а запасы ограничены.

 

Виртуальная вертикаль власти.

 

Традиционный путь построения системы управления в человеческом обществе - иерархия. Это - один из основных принципов в управлении, вызывающий неодинаковое отношение как у любителей авторитаризма, так и у демократическо-анархической общественности, но тем не менее имеющий место. Поскольку мы становимся свидетелями появления методов управления, базирующихся на компьютерных коммуникациях, то актуальный вопрос  - моделирование иерархии в виртуальных технологиях управления.

 

Как иерархия может быть реализована в виртуальной среде управления? Перечислим некоторые варианты:

-         если решение принимается голосованием, то по степени охвата принимающих решение (референдум в стране выше по статусу, чем опрос жителей города);

-         по уровню компетентности (конвенциальному) принимающих решение по вопросу (мнение специалистов или их группы по данному вопросу выше по уровню, чем мнение обывателя);

-         по фактическому месту в реальной иерархии данного профиля;

-         на основе успешности предшествующей деятельности управленца в виртуальной управляющей среде, выраженной соответствующими критериями (определяем критерии, смотрим результат деятельности, двигаем вверх-вниз субъектов иерархии).

 

Концепция власти.

 

Власть реализует некоторую концепцию взглядов на мир, общество и их идеальное состояние, а также имеет определенные возможности для претворения этой концепции в жизнь. Может быть настал момент, когда необходимо осознать необходимость формирования такой концепции.

Противоречие между индивидом и обществом вступает в новую фазу. Общество и формируемая им предметная среда становятся более разнообразными, но в то же время более прозрачными.

Сложившаяся правовая система предполагает презумпцию анонимности поведения человека в обществе. У такого подхода есть свои плюсы и минусы. Новые технические возможности позволяют гибко дозировать анонимность индивида в социальной и экономической сфере в зависимости от различных условий.

В частности, например, малоэффективные традиционные наказания за экономические преступления могут заменяться ограничением анонимности наказуемого в заданных пределах. Мошенника рациональнее наказывать не отсидкой в тюрьме, а предоставлением расширенных возможностей в получении информации о нем его потенциальным жертвам.

 

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что наступает эпоха всеобщей потенциальной доступности информации и всеобщей доступности средств ее анализа.

Существующие корпоративные и государственные интересы в значительной степени строятся на управлении доступом к информации  за счет:

-         явных запретов;

-         управлении фильтрами доступа к данным (прямом или косвенном);

-         зашумлении информационных потоков ложной или второстепенной информацией;

-         формирования у населения предпочтений и неприятия определенных видов информации (как по форме, так и по содержанию).

В той или иной степени в видоизмененной форме эти приемы переходят и в новую технологическую среду. Хорошо бы осознать последствия и минимизировать негативные явления.

В статье намеренно опущены такие вопросы, как криминальность политики и экономики, теневой бизнес и прочие подобные актуальные категории. Их рассмотрение в контексте предмета статьи - отдельный большой вопрос, ждущий своих летописцев. Однако нужно сказать, что при нормальном развитии общества и обслуживающих его технологий значимость этих явлений должна уменьшаться.

Автор надеется, что приведенные в статье может быть небесспорные положения послужат основой для обсуждения сложных социально-экономических вопросов, которые порождаются развитием и массовым внедрением в повседневную жизнь новых информационных технологий.

1.      Б.Н. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах, Киев, 1995, 380 стр. (или  по адресу: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/GLUSHKOV.HTM)

2.      Рейнгольд Л.А. За пределами CASE-технологий, или о семантической стандартизации метаданных. Компьютерра. - 2000. - №13-15.

3.      Шекли Р. Координаты чудес: Романы, повести / Пер. с англ.; Сост. Г.Белов.- СПб.: Северо-Запад, 1993. - 639с.


Врезка.

В приведенной ниже таблице показаны уровни развития технологий власти, которые эволюционно развиваются вместе с обществом.

Каждый уровень развития предполагает наличие некоторых возможностей по обоснованию управленческих решений для тех, кого это касается, а также возможности электората влиять на принимаемые решения.

Естественно приведенная таблица касается случаев, когда электорат достаточно велик и непосредственное общение с ним невозможно.

 

Технологии власти - инструментарий и участие в управлении.

№ Уро­вня

Инструменты управления[1]

Возможность обоснования решений для электората

 

Возможность участия электората в управлении

 

1

С голоса (оглашение), с регистрацией, например, в летописях

 

Отсутствует

 

Отсутствует

 

2

Издание законов и решений для специалистов (управленцы, судьи, адвокаты)

Ограниченное участие специалистов в управлении

 

Отсутствует

 

 

3

Массовое тиражирова­ние управленческих и нормативных документов 

Участие специалистов и электората во вторичных публикациях (отклики и обсуждение)

Обсуждение  во вторичных публикациях. Посредник - адаптатор информации (средства массовой коммуникации). Принятие решений о назначениях основных управленцев по общему впечатлению электората

 

 

4

Компьютерные средства и коммуникаци­онные компьютерные средства в технологиях управления

Получение электоратом детальной информации об объекте управления с возможностью ее анализа на месте.

Участие в принятии решений - конкретные предложения и голосование по конкретным вопросам.

Часть населения способна участвовать в управлении без посредника-адаптатора. Возможно уменьшение роли предста­вительных функций в обычном понимании. Отсутствует необходимость наличия на месте для доступа к деталь­ной информации, осуществления управленческих функций, обеспечения конфиден­ци­аль­ности[2]. Возможность  непосредственного участия представи­телей электората в управлении.

 



[1] Каждая строка отражает определенные уровни развития инструментария. Возможности  более ранних уровней могут быть реализованы более поздними.

[2] По возможному достижимому уровню конфиденциальности компьютерные и обычные средства управления уже сейчас мало отличаются и можно ожидать уменьшения зависимости степени конфиденциальности от местонахождения управленца.


Hosted by uCoz